blacktiger63

Category:

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. «Наш паровоз!»

Из разговора парткоме ХПЗ:

- Иван Никанорыч, ну что ты так кипятишься? Прям не человек, а адский пламень!

- Как же ты не поймешь, Кузьма Макарыч, этот Кристи – проходимец, авантюрист, технический Хлестаков! Задурил головы нашим «ходокам» своими скоростями, и впарил невесть что, а не танк. Ты думаешь, случайно сами американцы этого мошенника на порог не пускают? 

- Никанорыч, говорил я с парнями, не так уж и плох этот Кристи, считают они. Смотри сюда: подвеска катков с большим ходом, мотор в два раза мощнее нашего, а ведь размеры моторного отсека не больше, чем у Т-24. А все потому, что коробка скоростей поперек стоит. 

- Ого! Я погляжу, парторг ты слов-то таких, где-то нахватался? Чешешь, как заправский спец!

- Куды ж нам, мы ж беспортошные, дальше заклепок и кувалды не понимаем. Да с ребятками, твоими встречался на полигоне и в цеху, поговорил, ввели они меня в курс. 

И вот что я тебе скажу Никанорыч, со всей пролетарской откровенностью: кончай ты бузить и против московского начальства переть.

- Не могу я, ну как вместо серьезной боевой машины переходить на производство гоночной машинки, с жестяной броней, без вооружения и единственным положительным качеством –скоростью, как у самолета. Ну скажи мне, зачем, зачем танку скорость в два раза больше, чем у бензовоза? Пролетит он по рокаде свои 200 км и встанет в ожидании подвоза горючки и боеприпасов. Я бы понял, если б грузовики ездили б по 100 верст в час, а так – ерунда получается и бессмыслица.

- И опять ты неправ, Никанорыч! Кристи, он конечно, авантюрист и буржуй недорезанный, но он доказал, что танк это не паровой трактор, а очень даже быстрая машина. Конечно, гонять по 100 верст не нужно, но получить пятьдесят километров в час – это очень правильно. И поэтому машинка у Кристи заслуживает внимания.

И самое главное, вот ответь мне Никанорыч, вот ездил Халепский, аж в Америку, три месяца там пил, ел, жил, короче. Купил там за большуш-шую кучу золота танк, и что? Нешто он признает, что купил негодный товар? Вот ты бы что с таким сделал?

- Да за растрату народных денег, да шлепнуть мало!

- Во-от, Никанорыч и ответил. А он что же, жить не хочет? Конечно хочет, и поэтому костьми ляжет, но докажет, что Кристи лучше Алексеенко. А иначе ему, как ты уже сказал – вышка.

- Так что делать-то, смириться? Да я лучше уволюсь!

- Вот я тебе уволюсь! Ты сбежишь, другие сбегут, а кто Родине танки делать будет? Тут ребятки твои прикинули: вся эта Кристевская мехнанизьма в корпус Т-24 входит без проблем. Поэтому, предлагаю срач с Москвой прекратить, и начать освоение американской машины: как ребята сказали, коробку скоростей, фрициёны, подвеску можно смело брать.

- Фрициёны… Ладно, убедил, попробуем сделать из американской игрушки боевую машину.

Итак, было решено установить в Т-24 мотор Либерти, трансмиссию и подвеску по типу танка Кристи.

В качестве донора взяли стоявший в загашниках опытный Т-12. Выпоторошили корпус, в МТО встал американский мотор Либерти, по бокам радиаторы охлаждения. Коробка передач, главный и бортовые фрикционы, редукторы и гитары – слегка местами усиленные Кристевские. В днище прорезали окна, и в колодцах смонтировали индивидуальную свечную подвеску. На всякий случай оставили пару поддерживающих роликов. Ленивец унифицировали с ведущим катком, лишь убрав из него ролики. Для размещения поворотных колес, всю переднюю часть переделали, сделав сужение. Над мотором пришлось установить купол иначе не влезал в низкий корпус Т-12-го. После монтажа агрегатов, корпус «задекорировали» под Т-24: добавили курсовой пулемёт, срезали хвост и установили в надгусеничных полках бензобаки. Башню с пулеметом сняли, оставив командиру купол от МС-1. Вес машины составил 16,5 тонн.

В октябре 1930-го Т-12КГ (колесно-гусеничный) вышел на испытания. Увеличение мощности мотора в два раза очень положительно сказалось на подвижности танка: скорость на гусеницах достигала 40-45 км/час. Улучшилась проходимость, углы преодолеваемого подъема, танк отлично разгонялся. Переход на колесный ход был не так хорош: танк увязал в малейших неровностях, буксовал, резиновые бандажи на ведущих катках не выдерживали нагрузки и разваливались. Было очевидно, что для столь тяжелой машины двух ведущих колес слишком мало. 

Воодушевленные первым успехом конструкторы, во главе Ивном Никанорычем Алексеенко, не хотели сдаваться. 

- Похоже, надо делать привод на четыре, а то и все шесть катков…

- Ты представляешь, насколько вырастет вес, сложность конструкции, упадет надежность? Не стоит овчинка выделки, да и не потянет наш паровозостроительный такую сложную машину, это ж сколько шестеренок добавится…

Тут пожилой слесарь-сборщик встал с ящика и пошел куда-то за угол. Через минуту вернулся, таща за собой тяжелую железяку. Подошел к танку, положил рядом. Железяка оказалась дышлом от маневрового паровозика. 

-А ведь это мысль! Связав дышлами катки, мы получим требуемое решение задачки! 

Сперва была попытка увязать дышлами все шесть катков, но подшипники «гитары» не выдерживали нагрузки, и решили обойтись четырьмя ведущими колесами. В итоге схема из 8х2 стала 8х4.

«Наш паровоз», как прозвали Т-12КГ, теперь ездил и на колесах, развивая солидные 60 км/ч. Резиновые бандажи перестали быть проблемой, а проходимость Т-12КГ(БТ-2) на колесах стала превышать таковую у более легкого танка Кристи. Теперь танк ездил и по песку, и по мокрому лугу, угол преодолеваемого подъема на колесах заметно вырос.

В отчете об испытаниях записали, что переход на Кристевскую ходовую и мотор Либерти улучшили все характеристики Т-24, за исключением запаса хода (это объяснимо). Умеренные скорости позволили избежать проблем с резиной и бандажами. Индивидуальная свечная подвеска хорошо зарекомендовала себя на высоких (более 30 км/ч) скоростях. Сплав отечественного с американским доказал своё преимущество, а завод продолжил производство освоенных и продуманных бронекорпусов и башен. 

Серийные ТКГ-24, или как их стали называть, БТ-3 отличались от Т-12КГ несколько более высоким корпусом, отсутствием купола над МТО и конструкцией опорных катков – они стали изготавливаться литьем.

Так, в 1931 году, вместо ещё одного легкого танка, РККА получила скоростной, хорошо защищенный и вооруженный танк, способный развить успех, достигнутый пехотными танками МС-2. 

Горячие головы, мечтавшие о сверхскоростных танках, успокоили, объяснив бессмысленность такой затеи, без наличия столь же скоростного обоза. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded